понедельник, 2 мая 2011 г.

Как состояться детдомовцу

Автобиографический очерк Александра Гезалова.
25.08.2008


Путь первый - не простое самоопределение

Мне часто задают вопрос о том, как состоятся ребенку-сироте, что делать, какие вершить дела и что должно происходить с ним, чтобы не пасть на дно общества и не пропасть совсем. Прошло двадцать лет, как я покинул детский дом - жестокий и неродной. Много чего было слышано, видено, понято и не понято. Как так случилось, что, пройдя иные горнила, нашел в себе силы, чтобы быть полезным людям, детям, обществу? Иногда скажу: "не знаю, но задумываюсь и осмысливаю," - ибо другие сироты не имеют возможности понять, что делать, и кто виноват.

Из детдома меня отправили в ПТУ, не спросив, надо мне оно, или что-то я еще хочу. Да и, задав сам себе этот вопрос, я не нашел бы ответа на него. Думать самому в детдоме не приходилось. Нет, думал, но по таким серьезным... Так вот, меня отвезли в ПТУ. Захоти я в ВУЗ, думаю, что стены учреждения не выдержали бы от смеха. Уровень образования-то был нулевой. Мы ж не учились. Для кого и чего? Так вот, определили в ПТУ на шофера-тракториста в поселковой ХАБЗЕ (ПТУ). Воспитатель мой дал еще десятку (красную) к тому пособию, что я получил, всплакнул и уехал. Я остался один. Мне выдали на неделю продуктов. Я съел за один день все, потом голодал. Где взять-то, еду-то? В палату вломились ночью старшие искать еду и кого унизить. Я дал одному радио по голове и в глаз другому - ко мне больше не ходили. Общение со сверстниками складывались плохо, даже очень - они из другого мира общения и материальных возможностей. В общем, было трудно. Кто будет говорить с человеком без корней..?
Спортивные и иные навыки:

Приходилось иногда за себя постоять кулаками, ибо считалось, что плохо одетый - он самый слабый и беззащитный. Я занимался боксом. Это давало преимущество в той среде, где правила сила и острый язык, чем я также не обладал. Выбирал самых горластых и унижающих и бил, но так, чтобы все видели, что бить умею и за себя постоять. Публично, то бишь. В толпе вызывал официально и в стоящей и орущей толпе бил врага. Слава Богу, что был тверд и смел, а так бы что бы со мной было?

При общении с девушками я понял, что имею большие пробелы в образовании, общении, внешних па. Я стал потихоньку набивать голову знаниями. Учил стихи наизусть, читал книги, пытался писать стихи, ходил в кружки, на танцы, играл в футбол, сам научился играть на гитаре, пел Высоцкого, бардов... да, научился играть в шахматы. И читал - читал много, в запой, допоздна. Я чувствовал, что меня распознают по детдомовской неумелости сложить слова в приличное предложение, выразить мысль, представится. Что я умел хорошо - это блюсти чистоту в комнате, чистить зубы, сам мог стирать белье, подшивать прохудившиеся ботинки, умел связать шарф. Это - небольшой наборчик, который мне втравили в детском доме. И еще я мог часами и днями сидеть в комнате. Привычка к стенам. Потом мне на лодке это помогло. В жизни, нет, я много чего пропустил, упустил, сидя в общежитской комнате.

В общем, кое-как отбарахтался от ПТУ, пошел в АРМИЮ, попал на флот, на атомную лодку. Тут как раз мои детдомовские привычки пригодились и, даже, спасли. Я мог целыми днями сидеть в отсеке, в автономке (длительное плавание), заменять всех и вся. Знаю, это от серого детства вспомнить нечего цветного, и эмоций по семье я не испытывал - зомби, прямо. Опять же, кулаки дали о себе знать, и меня брали в спорт-роту, где я отстаивал честь Северного флота. Там же получил первые высокие мастерские спортивные звания, что очень котируются в той среде. Это стало первым открытием, что спортивные навыки важны, и имеют вес в определенной среде, что на флоте, что в исправительной колонии.

Флот - школа жизни:

С флота я пришел уже более или менее уверенный в себе, что многое могу, и сверстники уважают за личные качества. Значит, важно, чтобы детдомовский парень имел автономные знания, умения, навыки, умение жить в предлагаемой среде и жить будущим. Да, я всегда был весел, даже когда было очень непросто, когда я понимал, что нет навыков общения, и когда домашний парень блистал пред девушками, я был нем как рыба. Это уже потом стало обратно, но тогда.. Я закусывал губу, и шел в библиотеку, спортзал в плохой одежде, с плохой сумкой СССР, но шел.. С флота я не вернулся в среду, которая формируется у детдомовских - жить рядом, плохо, но рядом. Я в чем был: бескозырке, шинели, с дипломатом вышел на станции Петрозаводск. В армии я думал: "Куда я вернусь? Дома нет, семьи нет, никто нигде не ждет."

Учиться и еще раз учиться:

Уже в поезде, на столе, на масляной газете, кем-то оставленной, вычитал, что есть Училище Культуры, и там есть общежитие - соломинка для безжилищного парня. Вот тут опять судьба мне повернулась лицом, могли бы и не взять, там всегда конкурс. Надо было прочесть басню, стихотворение, станцевать и что-то еще... а! - спеть. Я не волновался, я спел, станцевал, рассказал басню, меня приняли. Я был рад и счастлив, хотя, к тому возрасту за три года службы на флоте я утратил все сиротские государственные гарантии, за сим жил на стипендию.

В городе во всю начал появляться бизнес. В спортзале я познакомился с людьми, которые доверили мне охранять ряд ларьков. То есть, у меня появились первые деньги. Ночами я сторожил, днями учился, ходил в спортзалы. Значит, детдомовскому лучше всего сразу идти работать, учится, работать и учится. У меня это получилось. Я оделся, имел карманные расходы, мог купить то, что мне было нужно. Финансово я был независим. Это хорошо. Я понял, что надо работать, а не жить на льготы и всякие выплаты. Всё это временно. Потом в трудовой книжке были первые записи, мне доверяли, значит, я мог с этим идти дальше - страховка этакая. Нередко меня звали разные криминальные структуры, зная мой семейный ноль. Занимаясь в спортзалах, мы нередко говорили. Они сообщали «прелести», я отшучивался и не шел на стрелки и прочие дела. Ходил в старом пальто и был доволен судьбой. Большинство тех, с кем был тогда знаком, уже нет в живых, очень многих. Все посулы они унесли с собой в могилы. Жаль их молодых но самих выбравших свой путь. Путь свой я определял сам, и до сих пор жив. Хотя, это очень непросто - устоять от соблазна, сорвать и жить красиво, но недолго. Это оказалось не по мне.

Я рад, что выучился в училище культуры. Там меня многому научили, относились по хорошему. Именно благодаря этому я научился тамадить на свадьбах и получать за это неплохие деньги. Значит, не искал иных путей иметь средства на жизнь. Хотя, в училище о том, что я из детского дома, я сказал позже, когда надо было остаться в общежитии, но это не сработало. Стал жить там, где работал. Я верил, что это временно. Работал на нескольких работах, читал ночами, ходил в спортзалы, общался с теми, кто тогда старался изменить свою жизнь бизнесом, творчеством. Это помогало быть в курсе дел и иметь отношения с людьми, дружить. Важно иметь дружеский настрой, безусловно, внутренне защищенный силой знаний. То есть, жилищная трудность решалась проживанием в магазине, ларьке, у друзей, но при этом все трудности переживались, я верил в завтра.

Вера, как смысл жизни:

Я размышлял: "Что может помочь мне уравновеситься в этой непростой для меня жизни?", и я понял - вера, Господь. Суздаль, где был наш детский дом, - церковный город. Может тогда оттуда пришли знания, что вера, смирение, терпение есть залог будущего. Я крестился. Старался вникать с церковную жизнь, читать церковные книги, Святых отцов, и со временем пришло понимание, что важно иметь веру, поддержку. В этом всем есть большой и спасительный путь. Я стал более терпеливым к трудностям, стал чаще слушать нежели говорит, внимать Слову Божьему. Посещал храмы, думал, размышлял. А в 2000 году вместе с известным в Карелии батюшкой о. Константином возвели Храм Божий. Это, если кратко. Также, работаю на хорошей работе, учусь в Университете, занимаюсь общественной работой.

Знания в дело:

Как бывший воспитанник детского дома, выросший в этой среде, я хорошо знаю, как и чем живут дети-сироты. И свои знания я направил на общественную работу помощи детям-сиротам Карелии. В 2000 году была создана общественная организация «Равновесие», помогающая детям сиротских учреждений. Все ранее и после подученные навыки, знания и умения важны в этой непростой работе.

Описанное вкратце мною - это путь, который ждет многих детдомовских детей, но есть еще один. О нем коротко.

Как избежать всего этого (не трудностей, а мучений): 

Путь второй.

Это, если ребенка усыновит семья еще в детском доме и всему научит, и, значит, не будет трудного, смертельного пути.

Я не хвалюсь, не бахвалюсь - я объективно написал, что мне пришлось сделать, чтобы выжить, и состояться (второе я еще делаю).

Ваш А. Гезалов.

Источник:   sirotinka.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий